Первые шаги в Церкви

Это изложение содержит рекомендации на уровне поведения о том, как делать первые шаги в Православной Церкви, о том, как научится ставить для себя вопросы и искать пути их решения в сфере жизни, которая называется «Религия», что по своему смыслу означает «Воссоединение с Богом» (От латинского слова Religare).

Для людей Вера в Бога всегда действенна, она требует прикладных поступков, в которые неизбежно привносится человеческое начало, от которых начинается индивидуальный путь познания Истины, но могут случится и заблуждения. Поэтому важно знать какими способами их разрешить, на нескольких примерах понять, как получить в Церкви в этом помощь и наставление.

Если человек разумно начинает искать помощи Божией в ограде Православной Церкви, то получать он ее будет во многом через дела людей, окружающих его, так как без участия священнослужителей и церковнослужителей немыслимо по чину совершение Таинств Церкви, которые есть источники благодати Божией, действующей в силе Святаго Духа. Господь просит только сколько-нибудь веровать (Мк. IX, 4-27) – чтобы человек сам хоть немного прикладывал в доверии свое сердце к совершаемым Таинствам, сам начал стремиться доброжелательно относиться к людям.

О Святом Крещении

Первое из Таинств Православной Церкви для человека есть Крещение во имя Святой Троицы. Многие получают этот дар попечением родителей в младенческом возрасте, но познают его в полноте личного осмысления позднее, уже в зрелых годах. Подобное действенное обретение очень часто приходит с потребностью покрестить своих детей или необходимостью стать крестными родителями чад в семье близких друзей. Эти обстоятельства требуют «Огласительной беседы» со священником или катехизатором Православного храма, в котором будет совершаться Таинство Крещения — это живое общение аналогично по своей сути и наполнению тому разговору с человеком, который уже в зрелые годы пришел к личному пониманию необходимости принятия Крещения во Христе.

По текущей практике Церкви такая «Огласительная беседа» уже не требует, как в первые века христианства много времени на выслушивание (Кирилл Иерусалимский. «Поучения огласительные и тайноводственные»), потому что современный человек стал грамотным и образованным, он может сам почитать и осмыслить информацию о предстоящем Священнодействии, но сейчас, как и всегда, основная ценность в личном попечении и внимании, потому что через такое общение закладываются семена духовного родства и доверия, священник всегда старается индивидуально подойти к такому разговору, показать личным примером те чувства и ценности, которые исповедует сам укладом своей жизни. И это совершенно оправдано, потому что предмет разговора важнейший – разумная человеческая душа стремиться соединиться с Божественным источником жизни, признать отцовство той благодатной любвеобильной силе, которая сотворила все видимое и невидимое мироздание.

Крещение проводится в приходских храмах, в монастырях Крещение проводится в настоящий период в исключительных случаях – нужно немного потрудится, придя в ближайший приходской храм в субботний или воскресный день, и обратиться с личным вопросом о Святом Крещении. Может оказаться, что в храме есть информационный стенд по этому вопросу или раздел на приходском сайте с контактными данными и временем обращения. Кому-то такой подход покажется удобным ради экономии времени или в связи с удаленностью, но правильней все-таки в храме побывать лично, внимательно вглядеться в обстановку – храм устраивается с большим, кропотливым трудом, много предметов в храме есть произведение церковного искусства, сделанными с трепетным отношением, но все-таки главное – это люди, духовная община и семья.

Если ваши представления о жизни Церкви не богаты, и вы пока не готовы еще осмысленно присутствовать на всей службе в храме, то лучшее время для визита с вопросом о Крещении – это воскресный день с десяти до одиннадцати часов, когда вы застанете окончание Божественной литургии, вглядитесь в лица прихожан, в их отношение друг к другу, сможете послушать проповедь священника и оценить его манеру общения, что должно принести вам осмысленное чувство доверия и спокойствия, когда вы будете задавать важный для вашей жизни вопрос. Первая инстанция – сотрудник так называемого «Свечного ящика» в момент, когда он не слишком обременен неотложным общением с людьми во время Богослужения – этот человек подскажет как вам можно обратиться и обсудить с батюшкой ваше желание, он может предупредить священника передав ему информацию, или рассказать вам как действовать, когда священник по окончании литургии выходит из алтаря к людям, желающим задать ему вопрос.

После того как, когда прихожане прикладываются напрестольному кресту, священник закрывает Царские врата – после этих моментов нужно подождать выхода батюшки из алтаря и обратиться к нему с вопросом.

Не нужно бояться нарушить церковный этикет в этот момент, вполне достаточно придерживаться простой вежливости в обращении к священнику при высказывании о своем желании приступить к Крещению самому или со своим чадом, и нужно своими словами задать все прикладные вопросы, которые вас интересуют – батюшка скажет вам как нужно поступить далее, как подготовиться, на какой день и час назначить беседу, в какой день будет удобней провести Таинство, чтобы можно было устроить семейное торжество и так далее. Если что-то не удается запомнить сразу же – можно вам попросить назвать того, кому можно задавать уточняющие вопросы по телефону.

Набор необходимых действий в подготовке вещей (крестик, рубашка, полотенце, косынка) к Крещению не слишком сложный, важнее настроить себя на внимательный подход, чтобы Таинство стало для вас событием осмысленным, и может быть по милости Божией, даже знаменательным. И совершенно точно вы увидите то, что происходящее в храме есть «мостик времен», объединяющий в обряде преемственность внимательного отношения к своей жизни многих поколений людей.

Так возможно случится, что обстоятельства вокруг вас по своей видимости, как непреодолимые, могут стать препятствием для совершения Таинства Крещения во Христе – здесь важно сохранить внутренний ориентир и осмысленный настрой, чтобы не лишить себя по опрометчивому следованию из-за мнимых преград познания того, что значит для человека «Родиться свыше» (Евангелие от Иоанна, глава 3)

Сразу после Таинства Крещения открывается очень прямая и короткая дорога приступить к Причастию Тела и крови Христова (Ин., 24 зач., VI, 56-69), батюшка посоветует по окончанию всех обрядов как это сделать лучшим способом на ближайшей Божественной литургии в храме (греческая leiturgia, от leitos — общественный, и ergon — дело, труд). Если батюшка по человеческой усталости и рассеянности упустит этот момент – пожалуйста, обратитесь с этим вопросом, не постесняйтесь, поскольку это важно. По этой же причине правильно и удобно, когда Крещение детей проходит в субботу, чтобы уже на следующий воскресный день иметь возможность привести детей к Святой Чаше. Для новокрещенных взрослых людей подход к этому неотложному делу индивидуальный, особый – священник укажет как правильно подготовиться, как поступить, потому что купель Крещения есть также чаша омовения многих грехов, совершенных человеком.

В момент Святого Крещения в Православной Церкви человек становится верным Господу, для него раскрываются широко двери познания через Бога себя самого, обретение полноты Веры, которая часто переходит в непоколебимое знание, подается много утешительных благ в земной жизни, главное из которых – причастие Тела и Крови Христовой. Каждому человеку Господь рассказывает свою историю, уместную той жизни, которую ведет человек, поэтому правильным будет пожелать всем оказаться терпеливым, внимательным и благодарным учеником. И поэтому еще то, что будет рассказано далее, есть только скромный человеческий путеводитель по сравнению с тем, что творит Господь-Вседержитель, наделяя доверившихся Ему истинной мудростью.

Обретение Веры через сердечное чувство есть сокровище – от человека требуется понести труд сохранения его, требуется преумножить свое знание и передать его другим людям через изменение к лучшему своей жизни в обретении любви. Искать этого чувства Веры нужно терпеливо, тогда труд познания человеческой стороны устроения Церкви Господа на земле не будет тщетным, вы убедитесь в справедливости убеждения Православных верующих в том, что глава Церкви есть сам Иисус Христос.

О молитве к Богу

За многие годы, века и тысячелетия сложился у Православных людей навык молитвы к Господу, у которой есть внешняя и внутренняя составляющая — эти две сферы нераздельно граничат друг с другом в сердце человека, который старается через обретение полноты Веры сделать их единым целым, неотделимым от своей сущности.

Первые шаги начинаются с внешней молитвы: с общецерковной в храме и личной домашней по правилу молитвослова, где в каждое слово заложен смысл, но есть неизбежная преграда в буквальном понимании церковно-славянского языка. Без тени смущения преодолеть эту трудность не удастся, особенно воспринимая текст молитвословий на слух, но стоит постараться увидеть ключевые моменты, прочитав текст Богослужения в спокойной домашней обстановке.

Первое – это провозглашение сущности Бога, милосердной и непоколебимой в любви. Именно такое понимание хранит и исповедает Православная Церковь, и через многовековой опыт воплощает в своих Славословиях. От этого становятся обоснованными и логичными наши просьбы в молитве Богу о помощи нам самим, нашим близким живым и усопшим людям. Такое поклонение Богу дополняется в Православной Церкви почитанием заступничества Пресвятой Богородицы, обращением за ходатайством к Святым угодникам и благодарностью о попечении, оказываемом Небесными Силами Бесплотными. По перечню и сути ключевых моментов все лаконично, неотделимо от наших ценностей, все это можно разглядеть внимательно в смысле короткой молитвы «Отче наш» (Мф. VI), которую заповедал творить Иисус Христос своим ученикам.

Литургия

Духовный опыт Церкви на этом основании сотворил главное Богослужение в храме — литургию, которая есть воспоминание Тайной вечери (Ин. XIII), совершенной Иисусом Христом со своими учениками в преломлении хлеба и единой чашей вина, которые претворяются через Таинство Евхаристии в истинные Тело и Кровь Христово, через употребление которых человеческая душа приобщается и приближается к Богу-отцу. Это обширнейшее поле познания, укладывается при обычном чине ведения службы примерно в полтора часа, но в пересказе человеческом, в учебниках, в наставлениях и пояснениях накоплены целые тома знаний.

Чтобы это короткое время, проведенное в храме в воскресный день, для Вас не стало изматывающим и пространство необходимого образования не смутило своей величиной, можно еще раз посоветовать начать знакомство с текстом службы и последованием видимых событий, происходящих в храме во время литургии, чтобы теория последовательно, без форсирования шла рука об руку с практикой.

Начинается литургия с Проскомидии (ознакомиться с текстом и пояснениями) – приготовление хлеба и вина для Причастия, с чтением на клиросе третьего и шестого часа Богослужебного суточного круга, что требует около получаса времени. В этот отрезок на «Свечной ящик» подаются записки на поминовение о живых и усопших близких людях, которые приняли Крещение. Для записок «О упокоении» есть важное требование — не указываются имена тех, кто по своей воле совершил самоубийство и поэтому не были отпеты, поскольку они преступили важное установление Церкви. Поэтому поминовение самоубийц совершается только в личной молитве, так как они не должны оставаться совершенно без попечения. Сотрудники «Свечного ящика» подскажут вам, если возникли затруднения с записками, поэтому смело обращайтесь к ним за помощью и разъяснением – в разных приходах могут существовать отличия оформления и разная стоимость пожертвований, установленных отцами-настоятелями.

Когда вы со временем разберетесь и усвоите благую цель и ценность вашей жертвы, через которую за душу человеческую священником вынимается частица из просфоры по поминальной записке вами поданной, или имя оглашается во время Богослужения, то убедитесь в том, что ваше отношение к людям начнет меняться в лучшую сторону, появятся ростки любви и чуткости. Это попечение запиской или поминание в личной молитве по внешности дело несложное, но требующее концентрации доброй воли, поэтому в разных жизненных ситуациях, на подступах к ссоре и раздору, может удержать вас от злых слов и дел.

Во время Проскомидии можно поставить свечи перед святыми образами за здравие и за упокой, сопровождая их личной молитвой в сердце в простых и понятных вам словах, стараясь через образ на иконе воссоздать перед собой духовный смысл этого обращения, стараясь избегать формального действия и тем более поклонения иконе как «чудодействующему предмету».

«Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» — этим возгласом священника начинается Литургия оглашенных (ознакомиться с текстом и пояснениями) и хождение по храму лучше прекратить, даже если вы не обошли всех икон и не расставили все свечи – важнее начать общий молитвенный труд со священником, а возможность расставить свечи у вас еще будет. Здесь тот случай, когда следовать примеру поведения других людей нужно осмотрительно, хотя совет быть внимательным наблюдателем за поведением верующих в храме во время Богослужения универсален, он многое может вам пояснить в смысле церковной службы, подсказать как действовать по примеру других.

Со временем, при должном усердии в изучении многовековых установлений Церкви, к вам придет более целостное понимание о допустимости того или иного поведения людей во время Богослужения, у вас сложится ценность внимательного отношения к происходящему, но может и так случится, что проснется сверх меры ревность ко внешнему благочестию, целью которой станут новоначальные и дети, которым сложнее всего удержать себя в рамках сосредоточенного поведения. Здесь пожелание к вам будет только одно – обращайтесь к людям всегда терпеливо и с просьбой, не одергивайте грубо никого, старайтесь подсказать верное установление, которое вам известно. Лучше честно посмотреть на самого себя – ведь неужели наши собственные помыслы не отвлекают сильнее всего от Богослужения? Поэтому наберитесь, пожалуйста, терпения и сострадания к тем, кто этого рассуждения еще не постиг и может сделать вас целью своего агрессивного одергивания, не различая границы между непониманием и умышленным кощунством. Простите им, помолитесь о них в глубине души, чтобы Господь положил им на сердце мудрость.

Далее начинается важнейшая часть Богослужения – Литургия верных (ознакомиться с текстом и пояснениями), на которой произносятся самые важные молитвословия, органично дополняющие друг друга по пути к вершине с молитвой «Отче наш». Этот отрезок службы содержит очень немного мест, которые изменяются по Богослужебному уставу, «Символ веры» и «Отче наш» читается всеми присутствующими в храме вслух, поэтому это время по восприятию уже движется быстрее к самому важному моменту – причастию Тела и Крови Христовых.

От момента, когда хор пропоет «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.» до выхода священника из царских врат с чашей для причастия прихожан, побывавших на Исповеди, у вас появляется достаточного времени, чтобы расставить свечи и приложиться к иконам, в особенности к той, которая находится на аналое перед царскими вратами в алтарь – это икона памятного праздника Церкви, которому посвящена литургия.

Для присутствующих, но не участвующих в причастии, Богослужение заканчивается после того, как батюшка сказал слово, занес напрестольный крест в алтарь и закрыл царские врата. Причастники же стараются держаться поближе к клиросу до окончания чтения благодарственных молитв по Святому Причастию. После этого люди выходят из храма.

Литургия есть вершина Богослужебного круга Церкви, от этого опорного пункта, который точно стоит понять, постепенно и органично, по вашим силам и готовности будут прикладываться знания в том объеме, в котором вы готовы понести – никто не вправе требовать от вас форсирование церковной образованности без оглядки на степень личного духовного роста, иначе это будет ущемление ценности свободной воли. Церковь внимательно относится к тем реалиям, в которых живет современный человек, адаптируя свои практики наставления – они уже не так строги и требовательны, как это существовало и сложилось от единодушного духовного рвения в первые века Христианства.

Подготовка к причастию

Представленное изложение рассказало о необходимом приобретении опыта через чтение и наблюдение в храме на литургии, за котором следует шаг, позволяющий вам самим приступить к Святой чаше (Ин., 23 зач., VI, 48-54.). Для крещеных младенцев до семи лет ограничений почти нет, для подростков допускаются послабления в требованиях, но уже требуется приступить к Таинству Покаяния перед причастием, для взрослых людей полезно не только выполнить предписания, но подготовить себя осмыслено.

Здесь будет благом для вас, если сложится доверительные отношения со священником, катехизатором, церковнослужителем которые в процессе общения могут дать вам индивидуальное наставление о порядке действий, поделиться советом по литературе. Но в многолюдных приходах это не всегда возможно из-за ограниченности во времени, поэтому для взрослого человека неизбежно требуются усилия самоподготовки, которая дает возможность усвоения знаний в ритме, комфортном для вас.

Священное Писание

Ценность всего происходящего в храме понимается значительно лучше, если человеку по силам целиком познакомиться со Священным Писанием, которое является главным мерилом взаимоотношения Бога и человека. Многие Святые отцы учат, что четыре Евангелия есть повествование, которое в многообразии понимания изложенной мысли не имеет пределов. Человеческому разуму не свойственно такая глубина изложения, с такими мотивами и целями – это хорошо видно на примерах выдающихся художественных произведений человеческого слова, которые всегда ограничены по вложенному в них смыслу.

Это действительно справедливо, поскольку Благовествование о истине Рождества и Воскресения Христова есть переломный момент от Ветхого завета (Ис. 53) к Новому завету Бога с человеком, которое в Священных текстах Библии объединяет все многообразие произошедшего от начала творения мира, описанного в первых страницах книги «Бытие» до предстоящего возвращения человечества к утраченному «Древу жизни» в «Откровении Святого Иоанна Богослова». Через учение Святых отцов Церкви на этом основании Священного Писания утверждается догмат о Святой Троице с неотступным пребыванием Святаго Духа среди избранных людей до окончания видимого мира.

Замечательный момент проявления просвещающей силы Святаго Духа в том (Ин. XV, 17 – XVI, 2), что большую часть апостольских посланий Церкви написал Первоверховный апостол Павел, который лично не следовал за Иисусом Христом при Его земной жизни, и даже был после Сошествия Святаго Духа ревностным гонителем и жестоким убийцей чад Церкви среди иудеев, но действенным вмешательством Божиим обрел Веру, и став избранным сосудом Божиим (Деян. VIII 40 – IX 18), который в достоинстве ничем не умален был перед двенадцатью апостолами (2 Кор. XII).

И более того, ученик и последователь апостола Павла – Святой евангелист и апостол Лука продолжил дело своего наставника написанием одного из четырех канонических Евангелий и первых икон Божией Матери. Другой ученик апостола Павла — Святой Дионисий Ареопагит, приложил к этому обретению Церкви личное свидетельство о Богородице, которое из века в век помогает Православным христианам понимать ценность почитания заступничества Божией Матери и Собора Небесных Сил Бесплотных.

Поэтому, когда Священное Писание вами прочитано или прослушано, то стоит попросить вас приобрести навык ежедневного обращения к Православному календарю, который представлен на большинстве Православных сайтов, для того чтобы через чтение Евангельских отрывков на русском языке поддерживать обращение к Слову Божию, посильно изучать в житиях примеры Святых угодников — с такими ориентирами будет органично прививаться потребность в Таинстве Покаяния, ценным плодом которого является «перемена ума» в отношении к Богу и людям. Такое обращение будет еще хорошим напоминанием о том, что даже когда человек не может присутствовать в храме на службе в трудовые будни, братство Церкви заботливо молится Богу о нем.

Полезное чтение

О Таинстве Покаяния сейчас много, подробно и хорошо написано, где по сути важен поворотный момент, когда человек решает, что совершенные грехи, искажающие его мировоззрение, нужно отделить от себя, сделав шаг к аналою с Евангелием, Распятием Христовым и ожидающим священником, который, выслушав исповедь человека, через молитву с возложением епитрахили совершит отпущение грехов, выполняя волю Бога, видящего всякое движение нашего сердца и ума.

Много дает сил к такому шагу также чтение духовной литературы, которая является частью Священного Предания Церкви. Наиболее полезны на первых шагах произведения, созданные близко по времени к современности, поскольку они лучше понимаются в контексте нашего жизненного уклада. Только важно для того, чтобы не споткнуться, обращать внимание, чтобы книга выпущена была с благословением Православной Церкви, о чем на страницах интернета, конечно, судить сложнее, поскольку многие атрибуты печатных изданий не приводятся, но при желании разобраться можно, оценивая репутацию Православного интернет-издания.

В чем состоит ключевая особенность Православия

Такая просьба о внимательности вполне оправдана, поскольку Православное вероучение осмотрительно придерживается консервативного, ортодоксального понимания Апостольской веры, стремится быть противовесом реформированию по человеческой воле Завета с Богом, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.» (Евр. XIII). Очень наглядно это поясняет Святитель Николай Сербский, наш современник по едва минувшему двадцатому веку.

«Когда люди искажают свое отношение к Богу, не видя в Нем единственной Реальности и Ценности, тогда, как следствие, становятся ложными все человеческие отношения. Ценность переносится на представления и вымысел, а жизнь становится подобной движению теней, когда солнце скрывается за тучами.

Ложные теории о Боге неминуемо влекут за собой ложные научные, ложные политические и ложные общественные теории. Одна ложь рождает другую, первая ссылается на вторую, вторая зовет на помощь третью. Тогда ловкость и умение ценится выше добродетели, количество выше качества.

И тогда, наконец, люди понимают, что они утопают во лжи, и кричат: всюду ложь! Но никто не возвращается к истине, так же, как пловцы, удалившись от берега, начинают терять силы, хвататься друг за друга и тонуть, в смятении и страхе забыв, где остался берег и у Кого надо искать помощи.»

Это общее объяснение, происходящего непрекращающегося падения человечества, дополняет отрывок из «Миссионерских писем» Святителя Николая, рассказывающий о скорбящей матери, пережившей потерю сына и гибель остатка семейного счастья в неблагодарных детях от их слепой жестокости (256 письмо). Подобное мы можем наблюдать сами в наших семьях, во взаимоотношениях с друзьями, коллегами, во всем обществе.

Что может помешать на первых шагах

С таким багажом современности люди приходят в храм Божий, начиная трудиться по мере своих сил в избавлении от грехов и пороков, поэтому мы, воцерковленные Православные христиане, нижайше просим простить нас за то, что своими внешними делами можем заслонять свет Православия, который зажжен Господом нашим Иисусом Христом и передается в череде Апостольского преемства Церкви через спасительную благодать Таинств Церкви.

Действительно, много историй о разных неблаговидных людских поступках могут помешать современному человеку прийти в храм Божий, но тому, кто по милости Божией сумеет миновать, преодолеть это, будет дано понять, что обретение веры в Бога в Православной Церкви всегда и во веки веков будет неповторимо, ценно и всегда спасительно.

В этом личном деле открытия сокровищ собственного сердца, чем более будет вопросов, тем лучше для утоления «Жажды правды», и по милости Божией человек сам это почувствует, и убедиться (Мф. V), и увидит, что Церковь ждет этих вопросов в Таинстве Покаяния, и готова помогать принять ответы на них. Человек через терпеливый поиск на этом пути обязательно обретает внутри своей души доказательство «Жизни будущего века», подтвержденное его собственной жизнью в неоспоримом и очевидном только ему попечении Господа о его судьбе.

Простите, ведь задумывалось сделать изложение в большей степени о преодолении растерянности при первых шагах в храме, но мировоззренческие вопросы неотделимы от Православного Богослужения, на которых торжественно провозглашается мудрость Божия — а эта та сфера, где пожалуй, невозможен даже исчерпывающий человеческий пересказ о том, как «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. XXII 35-46), и пояснить это лучше, чем сделал апостол Павел, написавший в послании Церкви «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. XIII).

Поэтому можно только пожелать самому себе и всем, чтобы держать перед собой эти слова и выполнить завет с Богом в лоне Матери-Церкви.

Помоги Господи